1. Рад, что эта традиция укоренилась, что Обращение Главы стало не только подведением итогов, но и анализом прошедшего года, но и самое главное, что экономика республики, внутриполитическая жизнь республики идет и развивается в соответствии с планами и перспективами, которые намечены руководством Калмыкии.

 

  1. Говоря о главных событиях, конечно, следует выделить состоявшиеся выборы депутатов Государственной Думы России 7-го созыва, которые во многом определили основные направления развития России на ближайшую перспективу. Не особенно рискуя ошибиться, хочу отметить, что в историческом контексте, в условиях беспрецедентного внешнего давления на нашу страну, прошедшие выборы в Государственную Думу стали в определенном смысле вотумом доверия тому курсу возрождения национального достоинства России, который последовательно проводит президент нашей страны, глава нашего государства Владимир Путин.

 

  1. В связи с этим хотел бы отметить, что убедительная победа партии «Единая Россия» на состоявшихся в сентябре этого года выборах депутатов Государственной Думы является не просто победой одной политической партии над другими. Это во многом исторический выбор народа России, который верит своему национальному лидеру и проводимому им курсу государственной политики.

 

  1. И как позитивный итог я оцениваю то, что впервые в современной истории степной республики впервые ее будут представлять в высшем законодательном органе страны два наших земляка – депутаты Государственной Думы России Марина Мукабенова и Батор Адучиев.

 

  1. Однако прошу Администрацию Главы Республики Калмыкия взять под особый контроль координацию нашей совместной работы с политическими партиями, общественными организациями, инициативными группами. С тем, чтобы каждое предложение, которое исходит со стороны субъектов гражданского общества республики, было учтено в нашей работе. И я говорю не только о выборном периоде, а о каждодневной, рутиной, кропотливой работе.

 

  1. Львиная доля так называемой гражданской активности перешла в Сеть. Естественно это не обошло стороной и гражданское общество республики. В социальных сетях создаются так называемые интернет-сообщества, группы, паблики. Многие из них стали местом обсуждения актуальных проблем всего спектра общественной и экономической жизни региона. Часто и очень часто местом весьма критических мнений по отношению к власти. Сегодня это не просто примета времени. А неотъемлемая часть нашей жизни.

 

  1. В связи с этим хочу подчеркнуть, что в работе органов власти, особенно муниципальных властей, должно быть обязательным использование лучших российских и мировых практик в работе с социальными сетями как одного из важнейших ресурсов в работе с населением. Как с точки зрения оперативного реагирования на запросы населения, гражданского общества республики, так и с точки зрения продвижения основных направлений региональной государственной политики.

 

  1. Несмотря на непростые экономические условия, замедление темпов роста экономики в последние годы в регионе удалось сохранить положительный тренд поступления собственных налоговых и неналоговых доходов.

 

  1. В результате проводимых мероприятий по повышению доходов, ежегодно происходит примерно 9-процентный рост собственных доходов бюджета республики. На 1 декабря 2016 года в бюджет республики поступило 4 728,6 млн. рублей, что на 195,7 млн. рублей или 4,3% больше объема поступлений за аналогичный период прошлого года (4 532,9 млн. рублей). При этом исполнение доходной части бюджета осложняется возвратами излишне уплаченных сумм налога на прибыль организаций (возвраты налога из бюджета республики за 2014 год – 34,2 млн. рублей; за 2015 год – 124,3 млн. руб., на 16 декабря 2016 г. – 147,7 млн. рублей).

 

  1. В 2016 году оценочно мы ожидаем поступление в бюджет республики 5,4 миллиарда рублей, что больше на 4% объема предыдущего года.

 

  1. Хочу отметить, что это результат работы, направленной на привлечение инвестиций в реальную экономику таких компаний, как ПАО «ЛУКОЙЛ» и АО «КТК-Р» (Каспийский трубопроводный консорциум).

 

  1. После ввода в эксплуатацию дополнительных мощностей компания «ЛУКОЙЛ» находится на первом месте по объему уплаченных в бюджет республики налогов.

 

  1. Как известно, это стало и явилось результатом подписанного соглашения между руководством республики и компанией «ЛУКОЙЛ» в 2014 году. С тех пор компания «ЛУКОЙЛ» активно работает на Калмыкии уже в качестве резидента налоговой составляющей республики.

 

  1. С вводом в эксплуатацию новых объектов и оборудования увеличиваются суммы налогов от компании АО «КТК-Р», среднегодовое поступление налога на имущество составляет 280 миллионов рублей. И это тоже результаты некоторых лет тому назад, когда мы подписали долгосрочное соглашение с компанией «КТК-Р» и когда тоже самое «КТК-Р» стали резидентами нашей налоговой системы обложения.

 

  1. В январе будущего года мы подпишем с руководством компании очередное долгосрочное пятилетнее соглашение. Уверен, это послужит на благо и для экономики и для социальной сферы республики.

 

  1. Как и в предыдущие годы, расходы бюджета были ориентированы на безусловное исполнение социально значимых обязательств, затрагивающих интересы практически каждого жителя республики.

 

  1. Расходы консолидированного бюджета республики на 1.12.2016 г. составляют 10 364,5 млн. рублей или 98,7% к аналогичному периоду прошлого года.По моему поручению правительство проводит ежедневную работу по соблюдению баланса между социальными расходами и вложениями в экономику.

 

  1. В 2016 году была проведена работа по значительному сокращению бюджетных расходов на обслуживание государственного долга.

 

  1. В результате Калмыкия получила целевые бюджетные кредиты и смогла избежать привлечения больших коммерческих дорогостоящих кредитов.

 

  1. Хотел бы отметить, несмотря на сохранение все-таки на сегодняшний день достаточно серьезного, большого объема государственного долга качество содержания этого долга в корне поменялось в 2016 году.

 

  1. Активная и эффективная работа с Управлением Федерального казначейства Республики Калмыкия позволяют бюджету Калмыкии и Правительству Калмыкии на сегодняшний день, если хотите, лавировать в этих сложных экономических условиях. Результатом этому, еще раз повторюсь, является практически стопроцентное исполнение всех своих обязательств перед гражданами Калмыкии.

 

  1. Бюджет на 2017 год — жесткий. Поэтому он потребует от всех нас – от правительства, муниципалитетов экономного, целевого, эффективного расходования каждого рубля.

 

  1. Видны позитивные результаты работы по повышению эффективности бюджетных расходов. Вот уже который год Минфин России высоко оценивает качество управления региональными финансами, проводимого в республике, и включил, как это было не раз, Калмыкию во вторую группу субъектов страны с надлежащим качеством.

 

  1. Поручаю Правительству республики совместно с Управлением Федеральной налоговой службой по РК и органами местного самоуправления:
    — обеспечить рост собственных доходов бюджета республики в 2017 году на уровне не менее 4% по сравнению с уровнем 2016 года;
    — повысить качество администрирования налоговых и неналоговых доходов, провести оценку эффективности налоговых льгот и отмену неэффективных преференций;
    — оценить последствия применения кадастровой стоимости при формировании налогооблагаемой базы объектов недвижимого имущества физических и юридических лиц и внести предложения по снижению налоговой нагрузки на налогоплательщиков нашей республики;
    — продолжить оказание государственной поддержки отраслям национальной экономики, включая сельское хозяйство, малый и средний бизнес, та основа экономики, которая должна в конце концов эффективно заработать у нас в республике, дорожное хозяйство, транспорт.

 

  1. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам выделены основные направления стратегического развития страны до 2018 года и на период до 2025 года для формирования «пилотного» портфеля проектов и программ.

 

  1. В этой связи правительством республики уже начата работа по организации взаимодействия с ответственными федеральными ведомствами, принятию нормативных актов в части внедрения системы проектного управления в республике, определению кураторов и функциональных заказчиков.

 

  1. Назрела необходимость в углубленном взаимодействии между ключевыми ответственными министерствами: экономики и торговли и финансов.

 

  1. В 2017 году поручаю Министерству экономики и торговли РК приступить к разработке проекта Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на долгосрочный период, не дожидаясь установленных федеральным законом сроков.

 

  1. Кроме того, внести необходимые корректировки в уже действующую стратегию социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года. Мы неоднократно говорили, что так стратегия, которую мы с вами приняли 5 лет назад не является догмой. Как любой документ, тем более документ экономического характера, стратегического характера он может и должен подвергаться корректировке. Жизнь не стоит на месте. Экономика региона в том числе.

 

  1. 2016 год стал показательным для аграриев и фермеров Калмыкии. Совместными усилиями нам удалось достичь хорошего урожая — более полумиллиона тонн зерна, что почти в 1,5 раза больше чем в прошлом году и является рекордным.

 

  1. В уходящем году товарный знак «Калмыцкое мясо» официально был зарегистрирован Роспатентом, что дает Республике Калмыкия исключительное право на использование этого бренда.

 

  1. В каждом районном муниципальном образовании в 2017 году должны быть построено и введено в эксплуатацию не менее десяти откормочных площадок на 100-500 голов, куда должен поставляться молодняк крупного рогатого скота.

 

  1. Мы ежегодно получаем не менее 250 тысяч голов телят и большую часть реализуем живьем в соседние регионы на откорм. В связи с этим поручаю Минсельхозу РК усилить работу с предпринимательским сообществом по решению этого вопроса.

 

  1. Основные задачи Минсельхоза РК на 2017 год:
    — Обеспечить в 2017 году строительство и ввод в эксплуатацию мини-боен в каждом районе (в целях исполнения технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»)
    — проработать вопрос увеличения компенсации на приобретение новых оросительных установок при реализации инвестпроектов в районах с 70% до 90%. Необходимо более эффективно использовать имеющиеся в районах лиманные сенокосы – один из самых малозатратных и доступных способов получения гарантированных урожаев кормовых культур.
    — проработать вопрос о создании Управления по использованию лиманов, а главам районных муниципальных образований совместно с Минсельхозом РК — обеспечить эффективное использование всех имеющихся лиманов и расширение площадей под лиманные сенокосы до 45 тысяч гектар в 2017 году. Напомню, вы, коллеги, помните, что некоторое время тому назад, что мы взяли на себя обязательство ликвидировать республиканский земельный фонд и отдать все земли, находящиеся в собственности региона, вам. Это было сделано. Я знаю, в рабочих беседах с руководителями РМО ставился вопрос взаимоотношений сегодняшних собственников или арендаторов этих земель, которые находятся под лиманами. Это сложный, деликатный вопрос. Сегодня нет возврата к прошлому. Никто не собирается отнимать и разделять. Должен быть выработан Минсельхозом РК, районными муниципальными образованиями внятный механизм экономического, хозяйственного диалога по возрождению Управления лиманного хозяйства, лиманных пастбищ, лиманных сенокосов.
  2. Говоря об инвестиционных проектах, следует отметить следующее:
    С 2011 по 2015 годы мы все стали свидетелями роста инвестиций в экономику республики. Практически в 2 раза по оценкам Росстата по сравнению с 2010 годом. Но в связи с завершением в прошлом году крупных инвестпроектов (строительство ГБС, трубопроводной системы транспорта нефти и газа для месторождений Северного Каспия, расширение мощностей трубопроводной системы КТК и Ики-Бурульского группового водопровода с подключением к Северо-Левокумскому месторождению подземных вод) происходит замедление роста объемов инвестиций в основной капитал.
  3. У нас с вами остается потенциал для того чтобы и в плане инвестиционной привлекательности района, в плане инвестиций в основной капитал, в 2017 году прогнозировать положительную динамику роста объемов инвестиций за счет реализации таких инвестиционных проектов как «Геологическое изучение и промышленное освоение Цекертинского участка недр (ЗАО «Калмтатнефть») и «Создание откормочного комплекса (фидлота) для мясных пород крупного рогатого скота с собственной кормовой базой в Октябрьском районе Республики Калмыкия» (ООО «КалмБиф»).
  4. В течение нескольких месяцев я провел две встречи с руководством Внешэкономбанка. Мы практически находимся к подступам к реализации этого проекта. Буквально на днях должна состояться моя рабочая встреча в Правительстве РФ, где мы надеемся получить поддержку этого проекта и уже с 2017 года начать реализацию. Это очень амбициозный в хорошем смысле проект. Но тем ни менее, несущий огромное, перспективное развитие для нашего животноводства, а если быть точнее для интенсификации промышленного производства скота на территории Калмыкии.
  5. Что касается известного мясокомбината в Кетченерах, Минсельхозу РК и Минэкономики и торговли РК необходимо будет оказать государственную поддержку реализации этого инвестпроекта, а также совместно с инвестором добиться в 2017 году завершения строительства мясоперерабатывающего комплекса в Кетченеровском районе.
  6. Его строительство по объективным причинам, связанным с удорожанием проекта, замедлилось. В настоящее время комплекс готов на 83%.
  7. Малое и среднее предпринимательство — как я уже говорил, основа нашей экономики. Основа нашей экономики – сельское хозяйство, животноводство, малое и среднее предпринимательство для нас, для Калмыкии, это, конечно же, не только сфера услуг, магазины, рестораны, предприятия и так далее. В нашем случае, малое и среднее предпринимательство это наши сельхозтоваропроизводители.
  8. В 2016 году субсидия предоставлена 24 субъектам малого и среднего предпринимательства, имущественная поддержка оказана троим. Но этого крайне мало. Та, государственная поддержка, которая идет в рамках Минсельхоза должна подкрепляться государственной поддержкой в рамках Министерства экономики РК через использование различных грантов, мелкого финансового субсидирования и так далее.
  9. В качестве положительного примера работы могу отметить, что с 1 сентября 2016 года в МФЦ начато предоставление услуг Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства по принципу «одного окна». Имеются определенные результаты в решении задачи по снижению административных барьеров для ведения бизнеса.
  10. В этой связи поручаю министерству экономики и торговли Республики Калмыкия в 2017 году принять меры по развитию системы предоставления услуг, сервисов и мер поддержки малого и среднего предпринимательства на базе центров оказания услуг по принципу «одного окна».
  11. В настоящее время республика выполняет принятые на себя обязательства по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан и содействует решению проблемы обманутых дольщиков.
  12. Несмотря на имеющиеся проблемы, только лишь в 2016 году улучшили жилищные условия 1672 человек, относящихся к льготной категории.
  13. Более 500 многодетным семьям были предоставлены земельные участки. 1498 семей распорядились средствами материнского капитала на улучшение жилищных условий на сумму 632,4 млн. рублей. 41 ветеран Великой Отечественной войны улучшил жилищные условия на сумму 40,9 млн. рублей.
  14. 26 детей-сирот на основании судебных решений, вынесенных до 1 января 2013 г. судами Республики Калмыкия, получили социальные выплаты на улучшение жилищных условий на сумму 13,1 млн. рублей.
  15. Реализация данных мероприятий будет продолжена и в 2017 году. Более 150 человек из отдельных категорий улучшат жилищные условия, в том числе посредством предоставления жилых помещений из спецжилфонда.
  16. До конца 2017 года в Элисте будет завершено строительство очередного 60-квартирного жилого дома для детей-сирот. Я подчеркиваю очередного, как известно, эту программу мы начали несколько лет тому назад и она успешно реализуется у нас в республике и находит самую активную, горячую поддержку среди населения Калмыкии.
  17. Поручаю правительству РК взять вопрос жилищного строительства под особый, специальный контроль, Администрации Главы взять под мой личный контроль проблему обманутых дольщиков.
  18. За последние шесть лет нам удалось добиться конкретных результатов в решении вопроса переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а именно более 2700 жителей республики улучшили свои жилищные условия.
  19. В 2015-2016-м годах в столице республики были возведены два многоквартирных дома. Таким образом, более тысячи элистинцев переехали из аварийного жилья в новые квартиры.
  20. До конца текущего года будут завершены строительно-монтажные работы в 118-квартирном доме в г. Элисте, в десяти домах в поселке Ики-Бурул и в одном многоквартирном доме в поселке Яшкуль.
  21. В 2017 году в Элисте планируется завершение строительства 124-квартирного дома. До 2018 года в республике будет полностью расселен весь аварийный жилищный фонд, признанный таковым по состоянию на 1 января 2012 г. Но, как известно, на сегодняшний день эта программа имеет под собой реальную возможность продолжения и реализации. И мы должны быть готовыми.
  22. Поручаю Правительству РК не дожидаясь решения федеральных властей, как законодательных, так и Правительство республики начать подготовительную работу по оценке Фонда аварийного жилья в Калмыкии.
  23. С начала действия новой системы капитального ремонта в республике были отремонтированы кровли 54 многоквартирных домов.Как известно, Министерство ЖКХ республики, предваряя начало реализации этой программы, через программу общественных слушаний, советов, программу круглых столов совместно с нашим населением определили приоритетные и важные этапы в реализации капитального ремонта на территории Калмыкии. Сегодня эта работа ведется успешно. Улучшили жилищные условия 2624 жителя республики.
  24. Несмотря на проблемы, возникающие в ходе капитального ремонта (недостаточный уровень оплаты взносов на капитальный ремонт, неисполнение софинансирования муниципальными образованиями), в федеральном рейтинге, формируемом Фондом ЖКХ, Калмыкия занимает пятое место за оперативность, качество и объем выполненных работ в рамках реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
  25. Работы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов будут продолжены в последующие два года, будут отремонтированы кровли еще 19 домов, жилищные условия улучшат 1979 жителей республики.
  26. В 2016 году было завершено строительство разводящих водопроводных сетей поселков Улан-Хол и Мирный. До конца года планируется ввести в эксплуатацию магистральный водовод от водозабора подземных вод «Пушкинский» до города Городовиковск, что позволит обеспечить водой население города.
  27. В 2017 году необходимо начать строительство подводящих водоводов от Ики-Бурульского группового водопровода. Поручаю правительству РК обеспечить до конца 2018 года водоснабжением поселки Ики-Бурул, Южный, Нарын, Бурата, Оргакин, Приманыч, Аршан, Малые Дербеты и село Вознесеновка, а также продолжить взаимодействие с Минприроды России по утверждению плана мероприятий по развитию водной системы на территории республики в целях его дальнейшей реализации.
  28. Калмыкия относится к регионам с высоким уровнем газификации населенных пунктов (РК — 81,4 %, РФ — 66,2%).
  29. За счет инвестиций ОАО «Газпром» в период 2007-2015 годов в Республике Калмыкия было построено 470,2 км межпоселковых газопроводов и газифицировано 25 населенных пунктов, с общим объемом инвестиций 1 486,5 млн. рублей.
  30. По моему поручению в декабре 2016 года в южном районе Элисты был введен в эксплуатацию новый газопровод. За счет чего был газифицирован жилмассив, известный как район «Шиповник».
  31. Буквально на днях состоялась моя встреча с жителями северных районов нашей Калмыкии, которые находятся и сегодня без газа. Мы сегодня занимаемся реализацией этого проекта. По моему поручению Правительство РК, городские власти готовят конкретный план реализации и я убежден, что в самое ближайшее время мы не допустим того, чтобы наши горожане, хотя бы один дом остался без газа.
  32. В целях дальнейшей газификации населенных пунктов Калмыкия направила предложения в ПАО «Газпром» для строительства с 2018 по 2020 годы магистральных газопроводов к пяти населенным пунктам, первоочередным является газификация п. Молодежный и п. Хулхута Яшкульского района.
  33. Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия поручаю обеспечить дальнейшее взаимодействие с ПАО «Газпром» по газификации всех населенных пунктов Республики Калмыкия.
  34. В рейтинге Минэнерго России по энергоэффективности Калмыкия заняла 5-е место среди 28 субъектов.
  35. Республика Калмыкия смогла удержать тарифы на энергоресурсы на уровне чуть выше Волгоградской области и ниже – Астраханской области и Краснодарского края. Это притом, что Калмыкия не имеет на своей территории предприятий — генераторов электроэнергии.
  36. В целях сдерживания роста тарифов мною был подписан Указ об отказе от введения социальной нормы потребления электроэнергии на территории республики. Этот Указ я подписывал исходя, в первую очередь, из интересов жителей нашей республики.
  37. Буквально на днях я подписал очередной Указ об ограничении роста платы граждан за коммунальные услуги и утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера указанной платы.
  38. В 2016 году существенный шаг вперед мы сделали в строительстве и капитальном ремонт дорог. В частности, было приведено в нормативное состояние 51,6 км региональных дорог, реконструировано 2 км автодороги Яшкуль-Комсомольский-Артезиан, введены в эксплуатацию 2 дороги местного значения.
  39. В столице республики отремонтированы дороги с полной заменой верхних слоев асфальтобетонного покрытия на 9 объектах, приведена 51 дорога в нормативное состояние, закуплены 100 светильников на солнечных батареях для освещения пешеходных переходов, из которых 21 уже установлены.
  40. Объявлен конкурс на разработку проектно-сметной документации на реконструкцию четырех основных магистралей г. Элисты: ул. В.И. Ленина, ул. Ю. Клыкова, ул. Бимбаева, Южный въезд в город с ул. Кирова. Сегодня мы обязаны сделать все, чтобы столица нашей республики полностью соответствовала статусу столицы субъекта РФ.
    Темп, который мы взяли в 2016 году нельзя терять ни в коем случае.
  41. В 2017 году дорожный фонд Калмыкии увеличен почти в 4 раза. Как известно, буквально летом текущего года Калмыкия вошла в число 34 регионов страны, которые были дополнительно профинансированы из федерального бюджета на строительство и капитальный ремонт дорожного покрытия.
  42. Пусть мы получили не всю запрашиваемую сумму, но есть договоренности с Министерством транспорта и дорожного хозяйства страны, есть мои личные договоренности с Министром Максимом Соколовым, что в будущем году все средства, которые были намечены, а это свыше 800 млн. рублей, все-таки частично, поэтапно будут приходить в наш регион для того, чтобы мы смогли решить задачи, стоящие перед Правительством, а самое главное обеспечить жителей нашей республики качественным дорожным покрытием.
  43. Поручаю Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству взять под особый контроль этот вопрос, Администрации г. Элисты — продолжить работу по приведению улично-дорожной сети степной столицы в соответствие с нормативными требованиями и стандартами.
  44. Калмыкия выполнила «майский» указ президента России по созданию сети многофункциональных центров.
  45. В 2016 году общее количество окон приема и выдачи документов в МФЦ составило 130 единиц, а показатель «доля граждан Республики Калмыкия, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в МФЦ» — 99,1 %, при нормативно установленном значении не менее – 90%.
  46. Перечень предоставляемых услуг в МФЦ в 2016 году увеличен со 116 до 150.
  47. Модернизация экономики возможна только с помощью информационных технологий. В Калмыкии внедрены и запущены в опытную эксплуатацию республиканские информационные системы, в том числе, система «112» в Элисте.
  48. Поручаю Управлению по развитию электронного правительства РК в 2017 году обеспечить подключение всех 13 районных муниципальных образований республики к системе «112».
  49. В 2016 году устойчивая сотовая связь появилась в поселках Ики-Бухус, Приманыч, а также в государственном биосферном заповеднике «Черные земли». В эти дни завершаются работы по запуску мобильной связью в поселках Бага-Тугтун и Березовское.
  50. В 2017 году должны быть приложены все силы и ресурсы по сокращению количества населенных пунктов, не обеспеченных мобильной связью и доступом к сети Интернет.
  51. В настоящее время мерами социальной поддержки охвачено более трети всего населения республики. На эти цели мы потратили в 2016 году около 1,4 миллиарда рублей бюджетных средств.
  52. В 2017 году Министерству социального развития, занятости и труда РК совместно с Министерством экономики и торговли РК необходимо проработать комплекс мер по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) и обеспечить выполнение мероприятий по привлечению негосударственных организаций к предоставлению рынка социальных услуг.
  53. Калмыкия относится к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. Тем не менее, в рамках реализации инвестиционных проектов, поддержки малого и среднего предпринимательства, программ развития отраслей экономики, муниципальных программ за 10 месяцев текущего года создано почти 1300 новых рабочих мест.
  54. Министерству социальной защиты, труда и занятости совместно с органами исполнительной власти, главам районных муниципальных образований и главе администрации г. Элиста поручаю обеспечить выполнение показателей плана по созданию рабочих мест на 2017 год. Это – 1870 новых рабочих мест. Это серьезная, сложная, трудная задача, но ее решать необходимо. Мы с вами начинали с уровнем безработицы на 1 января 2011 года – 15% (по критериям МОТ), сегодня мы подошли к 9,8% и это, конечно же, факт позитивный. Но это не повод для самоуспокоения.
  55. Меня крайне не удовлетворяют темпы ликвидации и снижения роста безработицы. У нас ведь особый регион. По критериям МОТ — 9,8%. По официальной зарегистрированной безработице мы ниже среднероссийского показателя. Здесь есть некая аномалия, но мы все, в связи с этим, должны приложить усилия для того, чтобы вот та скрытая масса людей, которая находится сегодня в сельском хозяйстве, неофициально, так называемая серая прослойка налоговых поступлений должна перейти в белую сферу, должна стать прозрачной для законодательства, бюджетного формирования экономики нашей Калмыкии.
  56. В течение последних трех лет в республике снизилась общая и младенческая смертность, смертность от злокачественных новообразований и от ДТП.
  57. В 2016 году автопарк нам удалось сделать позитивные шаги в сфере здравоохранения, но этого тоже недостаточно. Мне иногда говорят мои коллеги из Правительства о так называемых рейтингах, оценках, но самая главная оценка для нас всех должна быть только в одном – не рейтинг, напечатанный на страницах газет, для нас с вами оценка нашей работы – это мнение наших граждан, которые приходят за помощью, медицинской услугой. И здесь нам предстоит многое сделать.
  58. Сегодня у нас одна из многих проблем нашего здравоохранения – это модернизация нашего автопарка. Как известно, 5 июля текущего года я обратился к Президенту с помощью о том, чтобы поддержать наш регион и помочь обновить наш парк скорой помощи. Если уж быть совсем точным 134 машины. Автопарк скорой медицинской помощи Калмыкии пополнился 9 новыми автомашинами (7 — в рамках федеральной программы, 2 — в рамках соглашения о сотрудничестве с ПАО «Лукойл»). В декабре медицинские учреждения республики получили еще 15 автомашин скорой помощи по соглашению с ЗАО «КТК-Р».
  59. Мы рассчитываем, что Правительство РК усилит работу с Минпромторгом, Министерством экономики. Соответствующие министерства здравоохранения и соответствующий курирующий заместитель усилят и активизируют работу с Минпромторгом. Как известно, Президент дал поручение Минпромторгу по определенной федеральной целевой программе поддержать регион. И мы сможем, если уж мы взяли такой темп, в течение 1,5 – 2 лет обновить наш автопарк.
  60. С 2016 года больные онкологическими заболеваниями получили возможность лечиться дома, не выезжая за пределы республики. В республиканском онкологическом диспансере после модернизации отделения лучевой терапии были внедрены самые современные методы лечения, включая использование линейного ускорителя низкой энергии и специализированного онкологического компьютерного томографа.
  61. Организована выездная работа по углубленным профилактическим осмотрам и диспансеризации населения в рамках акции «Онкопатруль Калмыкии».
  62. Благодаря предпринятым мерам, показатель смертности от онкологических заболеваний в республике был установлен на уровне ниже показателя в среднем по России.
  63. Вместе с тем в рамках принятых социальных обязательств необходимо укорять темпы реконструкции республиканской больницы им. П.П. Жемчуева.
  64. Поручаю Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкии совместно с Министерством здравоохранения Республики Калмыкия завершить в 2017 году реконструкцию хирургического корпуса. На эти цели в 2017 году мы планируем направить 70 млн. рублей.
  65. По инициативе республики в 2016 году были открыты и оснащены травмацентры III уровня на базе Черноземельской и Яшкульской районных больниц, что позволило обеспечить оказание экстренной квалифицированной медпомощи пострадавшим в ДТП в пределах «золотого часа» на автодорогах республики.
  66. Продолжаются мероприятия по укреплению материально-технической базы медицинских организаций. Завершается капитальный ремонт здания Республиканского наркологического диспансера. Также проводятся мероприятия по капитальному ремонту инфекционного отделения Лаганской больницы и отопительной системы хирургического корпуса Черноземельской больницы по соглашению с ООО «Лукойл – нижневолжскнефть» на общую сумму 10 млн. рублей.
  67. В республике продолжена реализация программы «Земский доктор», но проблема кадрового обеспечения медицинских учреждений еще далека от своего решения. С 2012 по 2016 годы в рамках этой программы было привлечено более 200 врачей для работы в сельских населенных пунктах.
  68. По определенным причинам, при отсутствии надлежащего контроля со стороны Минздрава, Глав РМО это программа буксует на территории Калмыкии.
  69. Необходимо задействовать все имеющиеся ресурсы, в том числе финансовые, привлекать средства не только федерального и регионального бюджетов, но и бюджетов муниципалитетов.
  70. В этой связи я поручил правительству республики в дополнение к уже существующим мерам разработать республиканскую программу привлечения и сохранения медицинских кадров для работы на селе.
  71. В 2016 году заработало созданное «Аптечное управление». Его работу уже смогли оценить жители Элисты. В государственных аптеках отмечен самый низкий уровень цен по сравнению с другими участниками фармацевтического рынка Калмыкии.
  72. Министерству здравоохранения РК следует продолжить работу по организации аптечных пунктов во всех районах республики.
  73. К началу 2016 года очередность детей в возрасте от 3 до 7 лет в детсады Калмыкии была полностью ликвидирована. В течение года было создано 1310 дополнительных мест. Мы уже сегодня начали реализацию программы от 0 до 7 лет. То есть во многих РМО такая работа уже успешно ведется.
  74. В уходящем году была частично ликвидирована вторая смена в школах столицы Элисты и Целинного района. Однако дети четырех школ республики — Троицкая СОШ, СОШ № 3, Русская национальная гимназия, Элистинская многопрофильная гимназия — по-прежнему обучаются во 2 смену. Но и этот вопрос нам по силам решить.
  75. Для дальнейшего развития системы дошкольного, общего и профессионального образования Министерству образования и науки РК поручаю:
    — продолжить работу по выполнению «дорожной карты» — обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет;
    — совместно с Администрацией г. Элисты в 2017 году завершить 1ого сентября 2017 года строительство новой современной школы на 1000 мест в городе Элиста.Здесь есть определенные сложности. Как известно этот объект должен был сдан практически около 10 лет тому назад. Долгие годы он стоял замороженным. Стоял памятником и символом бесхозяйственности, преступной халатности власти, безответственности по отношению к грядущему поколению нашей калмыки. Сегодня мы были вынуждены снести это здание, потому что по всем меркам, исходя из безопасности детишек, нельзя было продолжать строительство этой школы. И строим новую. Убежден, что каждодневный, кропотливый контроль со стороны Правительства РК, Администрации города приведет к тому, что мы выполним задачу, которую должны были выполнить перед жителями нашей столицы. Таким образом, мы на 100% ликвидируем обучаемость школьников в Элисте в 2 смены.
  76. В 2016 году была существенно расширена поддержка научной деятельности Калмыцкого госуниверситета со стороны правительства республики.
  77. По республиканскому заказу были выделены средства в объёме 3,7 млн. руб. на реализацию ряда приоритетных проектов, которые имеют важное прикладное значение для отраслей экономики республики, а также представляют интерес не только для широкого круга учёных, но и для общественности в целом.
  78. Эта практика научного и практического сотрудничества должна быть продолжена и в следующем году. Некоторое время назад мы приняли стратегический документ. Благодаря активности ректора Калмыцкого государственного университета, руководства Калмыцкого государственного университета в целом, это программа есть и существует. Но опять же как любой живой документ она требует своих корректировок.
  79. Прежде всего, в контексте подготовки кадров для нашего народнохозяйственного комплекса. Прошу Правительством республики учесть это замечание и совместно с руководством университета представить мне конкретные предложения не позднее января 2017 года.
  80. В нынешних экономических условиях бизнес и потенциальные инвесторы проявляют повышенный интерес к перспективным научным и научно-прикладным разработкам.
    Поэтому Министерству образования и науки, Министерству экономики и торговли следует проработать вопрос о поддержке НИОКР, уделить особое внимание формированию на базе Калмыцкого госуниверситета комплекса высокотехнологичных стартапов, имеющих реальные перспективы реализации.
  81. В уходящем году серьезных успехов достигли наши спортсмены. Прежде всего, я, конечно, говорю о замечательной победе нашего борца Мингияна Семенова, ставшего чемпионом Европы по греко-римской борьбе. Это без преувеличения большая победа калмыцкого спорта, которая во многих отношениях станет примером, маяком для наших юных спортсменов.
  82. Наконец-то в уходящем году мы урегулировали правовые вопросы с нашим стадионом «Уралан». Вы, безусловно, знаете и мы говорили, что стадион «Уралан» практически висел между небом и землей, находясь непонятно где в имущественном и хозяйственном отношении.
  83. Выходит на проектную мощность новый культурно-спортивный комплекс в Элисте, который после долгих мытарств, мы все же открыли в конце 2015 года… Мы строили этот комплекс для населения. И он должен работать для всех жителей республики.
  84. В 2016 году 12 детских школ искусств получили беспрецедентную сумму в размере 12 млн. рублей. Средства пошли на закупку новых музыкальных инструментов.
  85. Среди детских школ искусств был проведен конкурс на гранты Главы Республики Калмыкия в сумме 1,1 млн. рублей. В результате конкурсного отбора 5 сельских домов культуры (Малодербетовский, Октябрьский, Кетченеровский, Лаганский и Яшкульский) приобрели за счет федеральной субсидии автотранспорт.
  86. В 2017 году Министерству культуры и туризма РК необходимо продолжить работу по реконструкции, ремонту и строительству сельских домов культуры, укреплению материально-технической базы учреждений культуры в рамках принятых программ.
  87. Как известно, в 2017 году в Калмыкии впервые заработает республиканский туристский информационный центр.
  88. Министерству культуры и туризма республики необходимо будет обеспечить его деятельность, а также провести в следующем году — «Гастрономический фестиваль», «Фестиваль лотосов» в Лаганском районе, фестиваль ремесел в рамках проведения «Джангариады», межконфессиональный фестиваль мудрости и философии, создать туристский объект на территории Троицкого СМО Целинного района (экостоянка «Шатта»).
  89. Не могу не напомнить, что в предстоящем, 2017 году мы отмечаем 100-летний юбилей нашей национальной газеты «Хальмг Унн». Это значимая в нашей истории, в общественной и культурной жизни нашей республики дата, заставляет нас вновь обратиться к теме возрождения и сохранения национальных традиций и культуры, основой которой, безусловно, является наш родной язык.
  90. Как и другой юбилей, который мы также отмечаем в наступающем году – 50-летие Калмыцкого телевидения.
  91. На своей недавней встрече с подвижниками, с учредителями, активными инициаторами этого движения было принято решение о создании при Министерстве образования и науки РК Центра развития калмыцкого языка.
  92. Наконец-то, наш язык постепенно выходит из аналогового века в век цифровой. Я имею в виду то, что начата конкретная работа по созданию версий сайтов на калмыцком языке наших ведущих информационных ресурсов – газеты «Хальмг Унн», информационного агентства РИА «Калмыкия», интернет-газеты «Степные вести».
  93. В своем послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин уделил особое внимание такому аспекту развития нашей страны, который давно уже стал одним из наиболее востребованных ресурсов дальнейшего развития не только общественной, но и социальной, и экономической жизни современной России. Это поддержка общественных, социально-ориентированных некоммерческих организаций, а также благоприятных условий для развития благотворительности.
  94. В регионе успешно реализуется Государственная программа «Социальная поддержка населения Республики Калмыкия на 2013-2020 годы» с подпрограммой «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Калмыкия в 2014-2020 годах». В частности, в 2015 году субсидии из республиканского бюджета получили 34 социально ориентированные общественные организации на общую сумму свыше 8 миллионов рублей. При этом надо отдать должное нашим общественным организациям. Многие из них не ограничиваются республиканским уровнем, а активно участвуют в федеральных и международных конкурсах по грантовой поддержке своих проектов.
  95. Приятно отметить, что в нынешнем году 4 наши общественные организации – «Общество защиты прав потребителей Республики Калмыкия», «Центр поддержки общественных и научных инициатив», Калмыцкий республиканский ресурсный центр, «Клуб «Ниилвр» — стали победителями конкурса федеральной государственной поддержки президента России и получили гранты на общую сумму свыше пяти миллионов рублей.
  96. Одним из главных центров развития межрегиональных и международных связей в сфере образования и культуры за последние годы стал наш Калмыцкий государственный университет имени Басана Бадьминовича Городовикова, где учатся студенты из 40 стран ближнего и дальнего зарубежья и 20 регионов нашей страны.
  97. Активно участвует в активизации межрегиональных и международных связей Калмыкии и бизнес-сообщество республики. Я имею в виду, не только визит в Элисту в этом году делегации бизнесменов из Италии по линии Итало-Российской торговой палаты, но и те контакты, связи и проекты, которые они имеют и реализуют, не обращаясь к официальным властям за поддержкой. Само по себе это неплохо. Бизнес есть бизнес. И предприниматели, как наиболее активная часть общества, всегда являются двигателем экономического прогресса.
  98. Следует при этом отметить, что нами создана хорошая законодательная база для реализации на территории республики инвестиционных проектов, которая включает в себя серьезные налоговые льготы, административную поддержку для российских и зарубежных предпринимателей. И в целом созданный нами пакет преференций для инвесторов оценивается специалистами, как один из лучших в стране. Тем не менее, пока межрегиональные и международные связи развиваются не так успешно, как хотелось бы. Вот почему, я считаю, что пришло время трезво оценить наши возможности и выработать концептуальный подход в развитии межрегиональных и международных связей, которые необходимо логично увязывать с целым комплексом направлений социально-экономического развития региона. С развитием событийного и этнотуризма, системы образования и культуры, с активацией инвестиционного климата региона, а главное – с продвижением на российские и международные рынки продукции нашего агропромышленного комплекса.
  99. Неплохой толчок в этом направлении, на мой взгляд, должны дать, представители наших национальных диаспор, которые сформированы и действуют не только в различных регионах нашей страны, но и в ближнем и дальнем зарубежье. Я считаю, что необходимо уметь использовать тот потенциал, которые есть у наших с вами земляков. Использовать грамотно, функционально.
  100. Необходимо Правительству РК, Администрации Главы РК через различные министерства и ведомства использовать весь властный механизм или административный ресурс, чтобы задействовать этот потенциал в будущем.
  101. Анализ качества принятия управленческих решений в регионе показывает, что, не смотря на наработанный практический опыт наших чиновников в решении тех или иных задач, мы все же испытываем дефицит полноценной экспертной, а если говорить проще и понятнее – профессиональной и научной оценки текущих и долгосрочных социально-экономических и общественно-политических процессов.
  102. Правительству даны соответствующие поручения по укреплению и дальнейшему развитию ветеринарной службы республики.
  103. Поручаю правительству республики разработать подходы в формировании авторитетного экспертного сообщества и выработать механизм привлечения к совместной работе с органами власти экспертных групп по различным отраслям народного хозяйства.
  104. Обращаюсь также ко всем представителям научной и творческой интеллигенции региона с предложением активно включиться в эту работу. Ваше мнение, ваш опыт, профессионализм, ответственность, патриотизм как нельзя более востребованы сегодня в республике. Давайте работать вместе! Давайте сделаем нашу жизнь, нашу работу
  105. Если вы помните с самого начало моей деятельности на посту главы республики и затем на протяжении многих лет мне часто приходилось слышать замечания об отсутствии у меня как руководителя Калмыкии так называемой своей команды. Вероятно, имелось ввиду, что я не пригласил никого извне для работы в правительстве республики. На протяжении многих лет на решения экономических, социально-политических, внутриполитических проблем были задействованы кадры, сформировавшиеся в республике. Профессиональные, качественные кадры. И никто не делал радикальных шагов в региональной кадровой политике. За некоторым исключением так и было. Однако это не означало, что такое ключевое направление государственной политики как кадровое не будет подвергнуто необходимому анализу и останется без предложений, которые должны внести существенные изменения в принципы формирования руководящего состава региона.
    И такая работа, как известно, прошла. Без революций, без наряженных кадровых конфликтов.
  106. Сегодня 80% кадрового состава руководителей РМО обновлено. Свыше 70% депутатского состава всех уровней в Калмыкии – это новые люди. Новые люди, пришедшие на новой волне, на волне востребованности нашего населения. Значит они отвечают уровню задач, которые сегодня есть.
  107. Главными принципами моей работы и я тоже об этом неоднократно говорил – это прагматизм и последовательность в решении поставленных задач. По возможности учет актуальных мнений на тот или иной вопрос. Опора на собственные силы. На собственные кадры. На своих земляков, для которых, по определению, как я считал и считаю, такие понятие как возрождение родного края не фигура речи, а гражданский долг. А значит на моих единомышленников. А значит, я опирался, опираюсь и буду опираться на своих единомышленников. Вот те, кто разделяют мнение о том, что Калмыкия имеет огромный потенциал для развития, что наш народ имеет право жить достойно в 21 веке. Вот те и являются моей командой, являются моими единомышленниками.
  108. Сегодня экономика республики находится в сложном состоянии. Потенциал — я не хочу сказать, что находится на пределе, но тем ни менее близок к тому. Мы должны искать точки роста. И это собственно является продолжением предыдущей части моего выступления. Источники роста и потенциал будущего республики, конечно же, в менеджменте, в государственном управлении. В эффективном менеджменте хозяйственным комплексом Калмыкии. Здесь, только здесь, сегодня, это то, что реально зависит от нас, вот это лежит на основе работы всего руководства республики на всех уровнях. Сегодня этот резерв пока еще используется не совсем качественно.
  109. Я ничего не хочу говорить плохого о составе руководителей РМО, но те районы, куда пришли новые люди, с новым взглядом на экономику, с новым понимаем ответственности сегодня дают одни из лучших показателей как в экономической, а значит и внутриполитической жизни районов, которых они возглавляют. Там где есть застои, где есть самоуспокоенность – движения вперед нет. Значит, все во многом зависит от кадров.
  110. В общем и целом, считаю, что повышение качество государственного управления в Республике Калмыкия должно стать приоритетом в работе всех уровней органов власти региона.
  111. 2017 год должен стать началом масштабной работы в этом направлении региональной государственной политики.

Подводя итоги сказанному, хочу озвучить слова нашего президента Владимира Владимировича Путина, которыми он завершил свое Послание Федеральному Собранию: «Будущее страны зависит от нас, от всех наших граждан, от их ответственности и труда. И мы обязательно достигнем стоящих перед нами целей, решим задачи сегодняшнего и завтрашнего дня».